Путешествие в Кострому

Обожаю, когда что-то хорошее происходит спонтанно, неожиданно и совсем не запланировано. Так и произошло и с этой летней поездкой из Москвы в Кострому. Всю неделю жили спокойно, и никто не планировал ехать в какие-либо путешествия. И вот в пятницу, в спортивном зале буквально за минуту с моим другом Булатом решили, что надо как-нибудь поехать по городам «Золотого кольца». Еще через минуту решили, что «как-нибудь» лучше не откладывать, а по приходу домой начать составлять маршрут, бронировать гостиницу и утром в субботу выдвигаться.

Вечером был составлен примерный маршрут через Ярославль, забронирована гостиница в Костроме, заготовлены бутерброды в дорогу и заварен чай в термосе. Единственное что не было предусмотрено – это будильник. Утром он не прозвенел, и разбудили меня уже мои друзья, которые полчаса ждали меня на улице и пытались прозвониться на мой телефон, который в тот момент почему-то был не в зоне доступа. Но опустим подробности моего пробуждения, скажу только, что из-за этого случая мы опоздали на один час с выездом из Москвы и, естественно, попали в утреннюю субботнюю пробку. Пока мы стояли в пробке, я познакомился с нашим штурманом – прекрасной девушкой Таней, которую до этого не знал. В первую очередь всей этой поездке я благодарен именно за знакомство с ней – теперь мы очень хорошие друзья. Стоя опять таки в пробке, стало известно, что Таня родом из Владимира, ну а так как мы все равно уже отклонились от маршрута – то почему бы не поехать в Кострому с небольшим крюком, но заезжая на Танину родину – Владимир.

На пути к Владимиру мы проехали Покров, где Булат и Таня закупили пряников. Петушки – город, который у нас в компании всегда вспоминают в переносном смысле, как пример города с малым количеством населения, у которого всегда случаются самые непредвиденные жизненные ситуации, способные повлиять на услуги, которые оказывает наша компания и которые обязательно нужно учитывать в технических требованиях. К слову сказать, я всегда был уверен, что Петушки – город которого и вовсе не существует. А оказалось, что он даже ближе чем может показаться.

Владимир
Мое первое знакомство с этим городом состоялось еще 8-9 лет назад. Тогда будучи студентом, я вместе со студентами нашего профсоюзного актива отправился автобусом покорять эту колыбель православной Руси. Город я увидел только со стороны Успенского собора – была холодная зима, и у нас было мало времени на осмотр всех достопримечательностей, так как впереди нас еще ждал Суздаль и Боголюбово. В этот раз мы были в городе уже летом и днем – можно было осмотреть город из машины, и было время обойти Успенский собор и пройтись к Золотым воротам.

Успенский собор – это, пожалуй, один из самых старых хорошо сохранившихся соборов, построенных так давно, и который был настолько величественен. Годом постройки значится 1160 год (кстати, примерно в это же время в Париже построили Собор Парижской Богоматери, так что наши соборы почти братья одногодки). Как и в любом подобном месте, внутри царит мрак и спокойствие. Бабушки в платочках тихо убирают остатки воска от свеч рядом с иконами святых, а на входе продают церковную утварь: платки, свечи, масла, литературу и, конечно, крестики с иконами. Кстати, в первый свой визит 8 лет назад, именно тут я приобрел свой нагрудной крест, который и по сей день со мной и, надеюсь, оберегает меня от всех невзгод. Я, если честно, люблю такие места – в них чувствуешь себя очень спокойно, тебя ничего не тревожит. Можно встать в центре зала, закрыть глаза и долго думать о чем-то приятном или глобальном. Теплый аромат церковных свечей только способствует и убаюкивает в такие моменты. Стены Успенского собора расписывал Андрей Рублев, а под сводами можно найти гробницу, в которой хранится частичка одного из наших великих полководцев и Князей – Александра Невского. Останки Князя долгое время хранились во Владимире, пока по поручению Петра Первого его тело не было отправлено в город на Неве. Но как это часто у нас бывает — святыню разобрали по частичкам на весь свет. Одна из частичек, кажется это ни то кисть, не то мизинец от кисти Александра Невского – хранится именно в Успенском соборе.

Еще одно место, которое нельзя не заметить при посещении Владимира – это их знаменитые Золотые Ворота. Золотом там конечно не сильно пахнет. Золотыми они как были только лишь в переносном смысле, так как были воротами в город и находились в центре между длинными укреплениями-насыпями, которые использовали как препятствие при военных набегах соседних князей и, конечно, Татаро-Монгольского Ига. Внутри ворот, если подняться по узкой лестнице – то можно попасть в небольшой краеведческий музей города. В центре зала находится диорама, где показывают события, связанные с набегом войск Батыя. Все это выглядит следующим образом: в зале отключают свет, и на диораме начинается повествование под голос диктора о событиях тех лет. Освещение постоянно сменяется оттенками розового с синими и красными тонами, фоновое небо омрачается в огненное пламя. Играет мрачная музыка, и слышны крики воинов. По краям стен музей демонстрируются экспонаты самых разных времен – тут есть и совсем древние останки, и петровские времени, времена войны с Наполеоном и Гитлером. Краткий курс в историю города получаешь очень быстро. Это как раз то, что нужно туристам, которые в спешке хотят увидеть все и сразу.

На этом наше путешествие во Владимир почти завершилось. Единственная остановка где мы еще потратили свое время – это Макдоналдс, там мы успешно подкрепились гамбургерами на весь день вперед.

Дальше наш путь прошел мимо Суздаля, он остался в стороне от нашего путешествия, о чем я, конечно, жалею, но понимаю, что на этот город нужно точно не 5 минут. Уж слишком много церквей и соборов в Суздале, чтобы их охватить нашим галопом. Следующим крупным городом на пути был Иваново. Его мы проехали очень быстро. Всё пытались на улицах города увидеть хваленных Ивановских невест, но ни одной так и не увидели – спали они что ли в тот день? Зато когда мы подъезжали к Приволжску, наш штурман Таня в небольшом путеводителе прочла, что совсем рядом от нас есть небольшой город, который именуют ни мало не много, а «Русской Швейцарией». Расстояние до него было небольшое, а потому мы свернули на город Плёс.

Плёс

Невероятно, но, проехав многие поселения в центральной части России, я привык если и видеть где-то цивилизацию, присущую нормальным туристическим местам, – то это в городах с населением не менее 200 000 и историей, которая упомянута в школьных учебниках. Все остальные городишки и деревни являются пристанищем только для их жителей, и попадают туда туристы чаще всего по большой нужде. Да, в былые советские времена попытки сделать и облагородить поселения России, чтобы там можно было остановиться побродить и переночевать – были. Интурист много где построил своих гостиниц. Но это время прошло, а экономической выгоды воссоздавать подобные туристические места сейчас редки. Так ,например, мне вспоминается город Людиново, где одно время мне часто приходилось бывать. Город, кстати, не так мал, и история у него достаточна интересна, ведь там и заводы крупные есть и церкви-соборы древние. Но когда я был там последний раз, а это года 4 назад – то гостиницы там имели очень унылый вид. Правда, говорят, сейчас стало лучше. Но в целом – если ехать по России, то если и есть где гостиницы и тропы для туристов, то имеют они не самый приглядный вид и отдают дешевым «совком». Привыкшие видеть европейские достопримечательности, на такие места смотрят с очень грустными глазами и, перекручивая в своей голове, как бы здесь могло быть, ах если бы это была Германия и т.д.

И вот мы по настоянию Тани въезжаем в Плёс! Уже на подъезде меня начали удивлять виды, которые я скорее привык видеть в Москве, а не в далёких русских селеньях, а именно стройка новой дороги. Причем стройка велась азиатскими гастербайтерами. Проехав в тот день уже около 300 километров, мы за весь день не встречали ни одной машины, которая хотя бы просто обслуживала дороги. А тут сразу, и техники много, и асфальт приличный, и гастарбайтеры – всё как в столице. Едем дальше, по краям дороги начинают мелькать рекламные щиты, зазывающие посетить то гостиный двор, то кафе, то санаторий. Начинается посёлок, и с первого взгляда как будто ничего необычного – всё те же деревенские дома как и везде, но потом я стал обращать внимание, что не все так просто. Дома такие как и везде, но нет той разрухи, которую обычно видишь в деревнях. Дома чистые, выкрашенные, калитки не перекошены и заборы стоят ровно по уровню в 90 градусов к поверхности земли. Следующее, что поразило – это гладко выложенная пешеходная кирпичная брусчатка между дорогой и дворами. Вы часто видели брусчатку в наших деревнях? Обычно в деревнях с автомобильной дороги идет плавный переход в газон и песчаные тропинки к входу в калитку – но здесь же все было облагорожено цивилизацией в виде плитки.

Дальше мы остановились на небольшой площади где показалось что цивилизация почти закончилась. С левой стороны была очень красивая Троицкая церковь 17го века, которая с первого взгляда кажется заброшенной – стены с облупившейся поблеклой краской и невзрачный вид. Можно только догадываться какой красавицей она была раньше. Вот до кого в Плёсе еще не добрались – так это до неё. С правой стороны площади был автовокзал советской постройки – коробка с окном и дверью – классика советской архитектуры. Внутри автовокзала холодный мрак и тишина. На стенах плакаты с рекламой Мегафона и большая прессованная доска с расписанием движения автобусов до Иваново, Москвы и Приволжска. С бочка стены окно с решеткой где можно купить билет. На площади почти не было людей и мы уже поспешили решить что Плёс на этом закончился. Однако на площади стояла туристическая карта – что кстати тоже очень необычно для таких мест. Судя по карте мы не доехали до главной туристической Мекки, а потому заскочив в машину отправились поближе к набережной где мы встретили многочисленных туристов у соборной горы на которой располагалась Успенская церковь с прекраснейшим видом на овраг с рекой Шохонка и на еще более прекрасный вид на Волгу! Да, мы наконец увидели красавицу Волгу. По реке неспешно плыл пароход а справой стороны виднелся небольшой заливчик где можно было увидеть красивые белые яхты. Здесь мы опять решили что Плёс на это закончился, но не тут то было! Пройдя прекрасную берёзовую рощу увидели что под горой находится пристань и там кипит жизнь. Отправились к ней, где нашему взору предстали торговые ряды с кучей сувениров, едой и напитков. Пройдя ближе к реке мне показалось, что мы не в России – там была набережная с кофейнями и ресторанами, бакалейными и яхт-клубом – все они были украшены стильными вывесками, сообщениями что здесь работает WiFi и красивыми официантами и обслуживающим персоналом, которые на европейский манер были одеты в белоснежные рубашки и длинные воротники. Это было невероятно – белые красивые пароходы и яхты, развивающие флаги России и ароматы вкусной выпечки и вкусного кофе из ближайшей кофейни Moncafe.

Впереди нашего путешествия нас еще ждали Кострома и Ярославль – но там такого сервиса и красоты я не видел.
Плёс мне безумно понравился. Это очень красивое место со своей энергетикой. Очень хотелось бы побывать здесь еще раз и пробыть хотя бы пару дней. Уверен, что здесь есть еще что посмотреть. Здесь кстати находился домик Левитана, а потому очень многие места связаны именно с его именем.

Кострома и путь домой

День постепенно подходил к вечеру, а мы приближались к нашей финальной точке маршрута. Пару часов от Плёса и мы попадаем в Кострому. Свою гостиницу мы нашли быстро, она располагалась на правом берегу Волги и называлась в честь этой же реки – гостиница Волга. Правда точнее будет сказать что мы только приметили гостиницу сразу, но из-за незнания дороги пришлось сделать круг пока мы не нашли центральный вход. Быстро устроившись в номере с прекрасным видом на город, мы отправились изучать его центр. Несколько слов про нашу гостиницу я все же напишу. Гостиница Волга (Кострома)- это большое здание в более чем 10 этажей с очень красивым видом на реку и левый берег Костромы. Мы остановились в 2х местном номере, где нам дополнительно поставили раскладушку. За одну ночь мы заплатили 3508 рублей на троих. В номере было две комнаты – зал с креслами и телевизором и спальня. В номере был выход на балкон. Оформление в лучших традициях советской простоты. Все дешево, но чисто. В ванной сломан кран с горячей водой и не было нормальной шторки – в итоге холодный душ и мокрые полы. На всех этажах есть бесплатный wifi, а утром вас ждет шведский стол, который входит в стоимость номера. Первоначально нас поселили в номер с видом на деревенские массивы, что нас очень не устроило, ведь мы хотели видеть Волгу. Получилось быстро договориться и нас переселили в аналогичный номер, но уже с тем видом, который мы хотели. В гостинице есть ресторан, бар, ночная дискотека.

Улицы, которые вели к историческому центру нельзя было назвать особо обустроенными и отремонтированными. Было видно, что за хозяйством тут следят слабо. Казалось бы, административный центр, а выглядит очень неухожено. Это на самом деле странно, т.к. большинство областных городов за последние 10 лет неплохо вбухали денег в благоустройство. Здесь это было не очень заметно. Центр в первую очередь запомнился торговыми рядами, пожарной каланчой, памятником Ленину и конечно же прекрасной набережной. Про памятник и набережную более подробно. Памятник Ленину действительно поражает и в первую очередь своим красивым постаментом. Любили у нас этого кровавого революционера, почитали его. И постамент ему вон какой поставили – удивлялся я. А когда подошел к памятнику ближе то увидел историческую табличку, которая поясняла откуда в действительности был этот постамент. Оказалось  что в честь 300-летия дома семьи Романовых к 1913 году был задуман к постройке большой 38 метровый памятник, который бы отражал историю этой семьи в переплете с историей России. Со всех сторон памятника должно было быть 26 бронзовых фигур, которые бы изображали: Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, Царевну Софию, Царя Иоанна Алексеевича, Пётра Великого, Екатерину I, Петра II, Анну Иоанновну, Елизавету Петровну, Екатерину II, Петра III, Павла Петровича, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Патриарха Филарета, Инокиню Марфу, Князя Пожарского, Кузьму Минина, Феофана Прокоповича, Фельдмаршала Шереметьева, Боярина Морозова, Ивана Сусанина.  За несколько лет были изготовлены большинство фигур и постамент, но из-за Первой мировой войны и затем Гражданской войны которая закончилась свержением дома Романовых – монумент так и не был закончен. Несколько лет постамент простоял невостребованным, а отлитые фигуры хранились в коробах. После смерти Великого Вождя и «дедушки» всея коммунистической Руси – было решено все фигуры переплавить и отлить из них Владимира Ильича Ленина. Дальше в принципе рассказывать нечего. Теперь стало ясно откуда такая прекрасная основа у памятника. Кстати, настоятельно рекомендую посмотреть в интернете фотоснимки проекта по ключевым словам «Памятник в честь 300-летия дома Романовых» — очень интересное сооружение могло бы быть.  Пройдем дальше от памятника вниз и попадаем на широкую и прекрасную набережную. Мы оказались там уже на закате и потому могли наблюдать всю эту красоту в теплых тонах уходящего солнца. На набережной есть пристань, где швартуются большие туристические теплоходы. Есть на набережной и исторические теплоходы, которые пришвартованы там навеки. Один из них стал рестораном где мы и закончили вечер вкусным ужином. Стоит сказать, что этот теплоход-ресторан многим из Вас известен по фильму «Жестокий Романс» который снимали именно на его борту.

На следующий день путешествие по Костроме не закончилось. В планах было попасть в туристический домик-резиденцию Снегурочки, где нас ждала ледяная комната, сказочный рассказ кота и встреча со Снегурочкой и второе место, куда мы не могли не попасть – это Ипатьевский мужской монастырь. Очень интересное и красивое место, которое от города отделено устьем реки Кострома и рекой Волга. На входе нас ждал сюрприз – в монастыре все строго и вход в монастырь для девушек был только с покрытой головой и в юбке. Ну, на самом деле ничего удивительного – такое правило действует в большинстве монастырей, а здесь на входе для туристов можно было взять фартук и косынку. Сюрприз был не в этом. Сюрпризом было то, что Булата, который приехал в монастырь в шортах, не пустили внутрь. Пришлось и ему одевать юбку и ходить по территории в довольно забавном виде. Это не могло нас не повеселить ;). Сам монастырь известен тем, что 400 лет назад именно в его стенах укрывался Михаил Романов и где он же принял правление Русью после долгих смутных годов. Думаю именно по этой причине памятник 300-летия дома Романовых решили строить именно в Костроме, что довольно Символично. Кстати следующий год – 2013. Мы и правда могли бы праздновать 400 летие дома Романовых, если бы не череда событий 20го века, которые перевернул весь мир.

Мы не долго были в Монастыре. В самом конце пребывания там  мы зашли в церковную лавку – набрали в дорогу много вкусных пирожков и отправились в путь домой.  На обратном пути мы на час заглянули Ярославль с его Кремлем и набережной, заехали в Переславль-Залесский где искупались в озере Плещеево и к вечеру вернулись в Москву. Последние часы дороги были самыми трудными – несколько часов в пробках не могли скрасить нашу прекрасную поездку, а потому про них лучше не вспоминать. Надеюсь, что в будущем мы посетим и другие великие города нашей Великой страны с ее Великой историей.