Онбординг в приложениях и не только

Поговорим про онбординг в приложениях. Онбординг это прежде всего обучение в приложении, хотя многие часто используют его не для обучения, а для рекламы своих приложений. Это нечто, что мы видим, когда впервые попадаем на борт корабля (on board), в наше приложение. И вот именно при первом контакте владелец приложение принимает решение что показывать и показывать ли вообще.

Наиболее привычный всем онбординг появляется один раз и при первом старте, но бывают и другие виды:

  • на старте
  • контекстный
  • видео лекции или сториз
  • QR бординг

На старте.

Он бординг на старте, как уже было сказано выше, наиболее привычный и встречающийся чаще других бордингов. Изначально он предполагался как быстрое обучение, но далеко не для всех приложений обучение нужно. Многие приложения имеют привычные паттерны поведения и в обучении не нуждаются. Поэтому часто его используют больше для маркетинга, а именно показывают УТП продукта, сколько и чего в приложении есть, какие плюшки можно делать и т.д.

Нужен ли такой онбординг? Тут всё зависит от ваших желаний и приложения. Если без обучения никак, то лучше показать. Не нужно только по себе судить о грамотности пользователя приложения. То, что вам понятно с первого взгляда, не всегда может быть понятно вашему пользователю. Плюс надо учитывать ЦА, их возраст и т.д. Молодым нет необходимости как пользоваться видео приложением, они выросли на YouTube. Поколению старше нужно показать минимальный набор команд плеера.

Идеально если вы знаете кому нужно обучение и показываете только тем, кто в этом нуждается.
Поэтому при наличии онбординга или сделайте кнопку «пропустить» или спросите, нужно ли обучение?

Контекстный онбординг

Контекстный онбординг – это тоже обучение, но только уже не на старте, а по ходу использования приложения. Он может быть показан и не при первом использовании приложении, а в будущем, когда пользователь доберётся до функции которой впервые воспользуется или если:

— мы видим (без аналитики тут никак) что человек не пользуется какой-нибудь функцией. Возможно, он просто о ней не знает и нужно ему рассказать и подсказать.

— если мы видим, что человек делает лишнее действие, которое можно сделать проще. Например, в телевизионном приложении добавить любимый канал можно разными способами. Можно добавить через меню настроек в тв-приставке, что дольше и не всегда удобно или через мобильное приложение, где это сделать проще.  Если он делает это наиболее сложным путём, то даем подсказку, что это можно сделать проще.

— если у нас вышла новая версия приложения и мы изменили привычное действие или добавили новую фишку, то о ней стоит рассказать. Пользователь учит приложение один раз и после обновления не всегда видит что именно обновилось. Поэтому ему нужно об этом сказать. Здесь можно привести пример приложения Телеграмм. Они стараются после каждого обновления написать пост о том, что же нового появилось. Те, кто читает эти посты – пользуются всеми
новыми функциями и именно поэтому считают Телеграмм наиболее продвинутым мессенджером. Однако остальные пользователи, кто не изучает эти посты, часто понятия не имеют о многих новых или существующих возможностях. Они пришли из What’s app и считают что здесь всё так же. Вот здесь как раз стоило бы давать быстрые вводные.

Видео лекции и сториз

Обучение не всегда может быть в виде простых подсказок. Приложения ведь бывают разные. Одно дело простой инстаграм, другое дело финансовое приложение для работы на бирже и высокой вероятностью потерять много денег. Поэтому если функция более сложная, если нужно показать цепочку действий, если в двух словах не объяснить, то стоит сделать или сториз (формат пришедший из Snapchat и Instagram) с небольшими пошаговыми инструкциями или записать отдельное, небольшое видео, которое можно будет посмотреть в приложении. Пример таких сториз можно увидеть в приложениях Сбербанка, Перекрестка, Озон.ру, МТС.

QR бординг

Всё, о чем говорили выше идеально подходит для мобильных приложений. Но что, если у нас телевизионное приложение на Android TV или Apple TV. Да, там тоже можно показать онбординг, там тоже возможен формат Сториз, подсказки и т.д.  Но бывают моменты, когда интерактив на телевизоре возможен, но не удобен. Гораздо удобнее было бы воспользоваться телефоном. В этом случае используйте QR. Сейчас камеры почти всех телефонов умеют определять QR и вести по нужной ссылке. Например, к обучающему ролику или документации.  А если пример с приложением на ТВ не убедителен, то давайте уйдём и вовсе от умных устройств с экранами в мир устройств без Интернета и больших экраном. В домашнем обиходе мы используем стиральные машины, кофемашины, мультиварки. У этих устройств есть сложные программы, но не всегда продуманный дизайн управления. И если пользуешься ими впервые, то без обучения обойтись сложно. Здесь снова на помощь к нам может прийти QR. Небольшая наклейка на кофемашине которая ведет на сайт с 2-3 инструкциями (сториз) поможет многим.

К слову, идея с QR не очень нова. В 90-е компания Panasonic выпускала видеомагнитофоны со сложными возможностями в программировании установки записи в разное время, настройке каналов, настройки будильников и т.д. Завести такое количество команд на пульт было сложно. Поэтому в пульт встроили сканер штрих кодов (сканер похожий на те, которые мы видим в магазинах на кассе). К пульту шла книжка с кучей штрихов, каждый из которых отвечал за свою команду. Пользователю оставалось со сканировать код и ввести несколько цифр на пульте.